Четвертая власть: о демократии забудь!

Четвертая власть: о демократии забудь!

14 мая, накануне пресс-конференции лидера Партии Регионов Виктора Януковича, его пресс-секретарь Денис Иванеску тщательно отбирал издания, которые могут задавать вопросу. Причем отбирал не только СМИ, но и вопросы, которые они хотели бы задать Януковичу. Те вопросы, которые Иванеску показались неудачными, он отбраковывал. Об этом и других событиях – в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

I. Нападение на журналистов, угрозы расправы

Грузия

Сотрудники полиции напали на редактора журнала «Старый замок» Илью Чачибая. Это произошло 9 мая в Зугдидской больнице, куда журналист вместе со своими коллегами из других изданий пришли, чтобы выяснить причины ранения местного «авторитета» Джимми Мегрелидзе и столкновения родственников погибшего с полицией.
«Когда мы пришли в больницу, в приемной и вокруг здания увидели около 50 полицейских и столько же родственников пострадавшего. Профессиональные обязанности нам пришлось выполнять в невыносимых условиях. Сначала правоохранители не позволили нам пройти в приемную, а потом нанесли нам словесное и физическое оскорбление. Ираклии Ахалая, Темур Ториа, Ираклии Джобава, Лаша Экониа и другие полицейские начали меня бить после того, как я попытался войти в больницу и поговорить с врачами», - рассказал Илья Чачибая, которого силой выставили из здания.
У корреспондента радио «Мцванэ талга» («Зеленая волна») Сосо Хопериа на территории больницы отобрали мобильный телефон, на который он  заснял этот инцидент и собирался сообщить об этом в прямом эфире.
«Попасть в приемную больницы я не смог, и поэтому остался снаружи, и через окно снимал то, что происходило внутри здания. Офицер местного управления полиции Лаша Экониа заметил меня и потребовал мой телефон, а когда получил отказ, - вырвал его у меня из рук. Правда, его мне позднее вернули, но уже без кадров и, к тому же, поврежденным», - сказал Сосо Хопериа.
Вместе с Чачибая, попасть в приемную больницы пыталась журналист Интернет-издания Presa.ge Нана Пажава, но полиция мешала ей вести съемку и чуть не повредила камеру.
По ее словам, полиция также мешала работать сотруднику «ТелеИмеди» Лаше Берулава и его оператору Акаки Пертая.

Казахстан

12 мая съемочная группа телекомпании «Сфера» по заданию редакции готовила сюжет об антитеррористических учениях, проводимых правоохранительными органами города Темиртау в здании «Казахтелекома». Приступить к съемкам сюжета журналистам не позволили сотрудники полиции. Они преградили вход в здание со словами: «Пошли вон отсюда! Прекратите снимать!», и буквально вытеснили работников телекомпании от здания к проезжей части улицы.
Несмотря на грубое поведение полицейских, оператор Сергей Хромов продолжал проводить съемку. Сотрудники полиции начали выкрикивать угрозы в адрес журналистов, затем начальник отдела администрирования УВД города подполковник Жангельды Адилханов набросился на оператора и стал вырывать у него видеокамеру. С. Хромову удалось передать камеру своему коллеге - журналисту Виталию Оскареву. Подполковник Адилханов стал выворачивать руки оператору, продолжая угрожать ему.
Инцидент закончился тем, что съемочная группа покинула территорию «Казахтелекома», так и не выполнив редакционное задание.
По сообщению корреспондента «Адил Соз», оператор телекомпании «Сфера» Сергей Хромов намерен написать жалобу на действия полицейских руководству УВД города Темиртау.

II. Юридические и судебные преследования журналистов

Азербайджан

Председатель Объединения активистов освободительного движения Тахмасиб Новрузов направил в Хатаинский районный суд жалобу в порядке частного обвинения против сотрудников газеты «Nota-Bene». Об этом 12 мая сообщил Институт свободы и безопасности репортеров. Причиной обращения в суд послужили опубликованные в газете «Nota-Bene» статьи «Чьи заказы исполняет Тахмасиб Новрузов?», «Еще одно уголовное дело возбудил против Бахлула Мурадова».
Истец требует признать главного редактора издания Сардара Алибека виновным по статье 148 (оскорбление), сотрудников газеты Рамиза Тагиева и Фарамаза Новрузоглу - по статье 147.2 (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) Уголовного кодекса Азербайджана. А также истец требует от редакции газеты «Nota-Bene» выплаты компенсации в качестве морального ущерба в размере 120 тысяч AZN (свыше 125 тысяч долларов), принести извинения и дать опровержение.

**

Как стало известно 12 мая, в Насиминском районном суде Баку в порядке частного обвинения рассматривается жалоба председателя Союза женщин «Азери-Тюрк» Тянзили Рустамханлы и ветерана Карабахской войны Сабиры Махмудовой против учредителя газеты «Идеал» Назима Гулиева.
В жалобе указывается на размещение в издании материалов, направленных на оскорбление чести и достоинства Тянзили Рустамханлы и Сабиры Махмудовой. Суд проходит под председательством судьи Эльмана Ахмедова.
Истцы требуют признать Н. Гулиева виновным по статьям 147.2 (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) и 148 (оскорбление) Уголовного Кодекса Азербайджана. Судебный процесс продолжится 14 мая.
Газета «Идеал» включена Советом по прессе в список газет-рэкетиров.

Армения

14 мая завершилось слушание дела корреспондента газеты «Чорорд ишханутюн» Гоар Везирян, обвиняемой в оскорблении судьи Гагика Аветисяна.  Суд признал журналиста виновной. Гоар Везирян отметила, что обжалует решение суда в вышестоящую инстанцию, а при невозможности достижения правосудия в Армении подаст в Европейский суд.

***

13 мая судебное слушание по иску экс-президента Армении Роберта Кочаряна против газеты «Айкакан Жаманак» не состоялось. Сторона ответчика и журналисты не обнаружили на месте ни судью, ни адвоката Роберта Кочаряна. Согласно висящему в здании суда объявлению, слушание дел судьи Араика Мелкумяна проходят по другому адресу. Однако ни сторона ответчика, ни журналисты об этом уведомлены не были.
Тот факт, что не только судья, но и дорогостоящий адвокат экс-президента не появился в суде в назначенный час 12 мая, считает газета «Грапарак», говорит о том, что Кочарян пытается замять судебный процесс или выиграть время, чтобы ослабить интерес общественности к этому делу.

Казахстан

14 мая Министерство культуры и информации приняло решение об аннулировании свидетельства о регистрации журнала «Директор. kz». Об этом собственнику журнала Товариществу с ограниченной ответственностью «Аватар-Медиа» сообщила главный специалист Карагандинского областного департамента внутренней политики Динара Акишева. По ее словам, причиной закрытия издания послужило то, что редакция, задержала выход очередного номера журнала более чем на три месяца и, кроме того, не предоставила контрольный экземпляр последнего выпуска издания, что Министерство культуры и информации посчитало нарушением закона о СМИ.
В свою очередь директор «Аватар-Медиа» Барлык Альмагамбетов сообщил, что контрольные экземпляры отправлялись всегда вовремя. Последний номер журнала был выпущен в феврале 2009 года. Новый номер издания уже сформирован, и планировался к выпуску в мае. По мнению Б. Альмагамбетова никаких нарушений закона допущено не было.

***

3 апреля судья Актюбинского областного суда Адайбек Сейдуллаев обратился в суд города Актобе с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и взыскании морального вреда в размере 5 миллионов тенге к собственнику газеты «Диапазон» ТОО «Рифма».
Поводом для иска послужил материал «Шоу на судебных подмостках-2», опубликованный в газете «Диапазон» 3 июля 2008 года под псевдонимом Михаил Катани. В статье описывался гражданский процесс под председательством судьи А. Сейдуллаева по иску Р. Шмидт к ТОО «Рифма» о восстановлении на работе. В публикации автором дана оценка процессуальных действий судьи и принятого им решения.
Судья А. Сейдуллаев считает, что газета обвиняет его в нарушениях законодательства, в связи с чем, он испытывает нравственные страдания.
Вместе с тем, в статье указывается: «Автор материала располагает всеми документами по этому делу и надеется, что председатель областного суда даст свои комментарии».

***

13 мая в Алмалинском районном суде Алматы под председательством судьи К. Ишпекбаевой состоялось рассмотрение гражданского дела по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации ТОО «Компания Жибек Жолы» в отношении редакции газеты «Казахстан-Zaman» и журналиста Шарафат Жылкыбаевой. Истец требует опубликовать опровержение и взыскать с редакции и журналиста солидарно сумму морального вреда в размере 15 миллионов тенге.
Поводом для иска послужила статья «Вниманию Премьер-министра Карима Масимова! Ставший жертвой дикого туризма Кольсай», опубликованная 2 февраля 2008 года. В публикации журналист рассказывает о неблагополучной экологической ситуации, сложившейся в природоохранной зоне.
В иске не указано, какие именно сведения не соответствуют действительности.
Для подтверждения опубликованных сведений корреспондент газеты «Казахстан-Zaman» Шаяхмет Кусайынулы выехал на Кольсайские озера. Отчет о командировке (документы, фотографии и свидетельства) журналиста опубликован в номере газеты «Казахстан-Заман» за 30 апреля 2009 года.
Следующее судебное заседание состоится 20 мая 2009 г.

Таджикистан

13 мая было распространено совместное заявление Союза журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), Медиа Альянса Таджикистана (МАТ) и Фонда памяти и защиты прав журналистов Таджикистана (ФПЗПЖТ). В нем журналистские организации выразили озабоченность в связи с целенаправленным уголовным преследованием автора открытого письма на имя заместителя премьер-министра Асадулло Гуломова Озодбека Хосабекова. Автор в своем письме в редакцию («Куда ушли деньги», ИА «Азия- плюс», № 2 от 10 января 2008 года) критиковал деятельность Управления капитального строительства исполнительного органа государственной власти Горно-Бадахшанской Автономной области (ОИГВ ГБАО).
По мнению экспертов, возникший спор между О. Хосабековым и начальником ОИГВ М. Рахматовым по поводу публикации открытого письма носил гражданско-правовой характер. Тем не менее, начальник Управления капитального строительства ОИГВ ГБАО М. Рахматов сначала обратился в суд района Рушан с исковым заявлением о возмещении морального вреда, потом дополнительно с жалобой, в результате чего суд района Рушан возбудил уголовное дело в отношении Хосабекова Озодбека по ст. 135, часть 3 УК РТ. Уголовное дело было направлено в прокуратуру района Рушан ГБАО для предварительного следствия.
Приговором суда района Рушан ГБАО от 20 июня 2008 года гражданин Хосабеков Озодбек признан виновным по ст. 135, часть 2 УК РТ и ему назначено наказание в виде обязательных работ в размере 200 часов, но не более четыре часа в сутки. Определением Судебной коллегии по уголовным делам областного суда ГБАО от 23 июля 2008 года, приговор суда района Рушан ГБАО от 20 июня 2008 года оставлен без изменения.
Однако осужденный Хосабеков не согласился с выводами суда первой апелляционной инстанции и обратился в Верховный Суд республики в порядке надзора. Он также обратился в Генеральную прокуратуру РТ, так как считает, что уголовное дело было рассмотрено неполно и однобоко, не была дана правильная юридическая оценка действительным обстоятельствам дела.
Вместе с тем, Генеральной прокуратурой отменено незаконное постановление Управления Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией по ГБАО об отказе в возбуждение уголовного дела в отношении М. Рахматова, которое, якобы, послужило основанием для возбуждения уголовного дела в отношении О. Хосабекова.
В заявлении указывается: «Несмотря на то, что дело О. Хосабекова вызывает много вопросов и еще не рассмотрено Верховным судом республики в порядке надзора, суд Рушанского района решил возобновить рассмотрение гражданского иска М. Рахматова к О. Хосабекову. По имеющейся информации, когда О. Хосабеков высказал свое недовольство качеству работы судьи А. Саидраимова, он это воспринял как, неуважение к суду и обратился в прокуратуру района. Прокуратура района возбудила уголовное дело в отношении О. Хосабекова по статье 355 УК РТ (Неуважение к суду). В данный момент О. Хосабеков находится под подпиской о невыезде с места жительства и ему грозит уголовное наказание за то, что хотел реализовать свое право на справедливое судопроизводство».

III. Иные формы давления на редакции и журналистов. Случаи конфликтов с властью и политическими организациями

Беларусь

13 мая от имени директора компании «СОЛО» Владимира Ивашкевича клиенты этого Интернет-провайдера получили странное письмо. В нем сообщалось следующее:
«Уважаемые абоненты ЗАО «СОЛО»!
Государственными органами Республики Беларусь (Совет Министров, Администрация Президента, Государственный секретариат Совета Безопасности) разработан и принят комплекс мер, направленных на недопущение распространения идей экстремизма в его различных проявлениях в молодежной сфере. В рамках реализации данного комплекса мер одной из возложенных на органы государственной безопасности Республики Беларусь задач является организация совместного (с заинтересованными структурами) контроля за использованием компьютерных сетей в целях пресечения распространения через их возможности противоправных материалов.
В соответствии с письмом Центрального районного отдела управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по г. Минску и Минской области от 13.03.2009 № 33/32-34н/с уведомляем Вас о недопустимости распространения (открытия для общего пользования и т.п.) информации экстремистского и иного противоправного содержания».

Грузия

Как уже сообщалось, у Общественного вещателя Грузии (ОВГ) продолжается так называемый «коридор позора», устроенный оппозицией. Это сильно затрудняет работу журналистов, которые вынуждены выслушивать оскорбления по дороге на работу и с работы. Выступающие лидеры оппозиции настоятельно рекомендуют журналистам выражать протест, когда их оскорбляют, ограничивают свободу слова, режут сюжеты, и тогда не понадобится устраивать такие коридоры позора.
Телекомпании «Имеди», «Рустави 2» и ОВГ отказались с 15 мая освещать акцию пикетирования телевидения. Телекомпания «Алания» поддержала своих коллег. «Мы больше не будем освещать так называемые «коридоры позора» перед Общественным вещателем. Для нас неприемлемо вмешательство в деятельность журналистов и давление на средства массовой информации. Кроме того, это поможет избежать провокаций, которые могут произойти перед зданием ОВГ», - сообщили в редакции «Алании».
ТВ «Алания» призвала все политические силы уважать журналистов и не мешать нашей работе.

***

Журналистский союз «Объектив» потребовал выделить ему время в эфире телекомпании «Алания». Предупредительную акцию с таким требованием представители «Объектива» провели 14 мая перед зданием телекомпании. В акции также участвовали члены молодежного движения «Ратом?» («Почему?») и молодежного крыла организации «9 апреля».
Как заявила журналист Ирма Инашвили, телекомпания «Алания» несколько лет выходила в эфир незаконно, так как 35-й дециметровый канал, который власть уступила «Алании», был силой отобран у «Объектива».
По словам Инашвили, если их просьба не будет удовлетворена, они начнут пикетирование телекомпании и не пропустят туда ни одного журналиста.
Ирма Инашвили призывает журналистов «Алании» покинуть «позорный канал» и присоединиться к журналистам, которые борются за свободу слова.

Казахстан

13 мая была распространена информация о начале работы нового радио на 101 FM. Сообщалось также, что аналогичные радиостанции появятся еще в 18 крупных городах республики. Причина заключается в том, что в результате тендера почти все частоты отдали одному владельцу. Как рассказал генеральный директор ТРК «Жiгер», больше известный как бывший руководитель карагандинской редакции радио «NS» Владимир Вишняков, он участвовал в этом тендере при Министерстве информации, хотел получить FM-частоту и открыть в Караганде новую радиостанцию. Однако вернулся ни с чем.
В итоге по всем 18 крупным городам, и по Караганде в том числе, выиграла компания «Ел арна танасы» из Астаны.
«Министр информации Мухтар Кул-Мухаммед не объяснил, почему предпочтение отдали одной компании, - рассказал Владимир Вишняков. - Просто прозвучали общие фразы: «не расстраивайтесь, еще будут тендеры» и «вы теперь извлечете уроки из своих ошибок». А о каких ошибках речь - неясно…»
Хотя, считает В. Вишняков, все необходимые условия участники выполнили. Концепции своего будущего радио представили: будет оно развлекательным, музыкальным или информационным, определились с аудиторией, рассказали о программах. У большинства из них есть опыт работы в СМИ и достижения.
Кроме Вишнякова, за частоту в Караганде боролись еще четыре претендента: одна местная компании и три республиканские. Предпочтение отдали одной из последних.
«До сих пор неизвестно почему, - недоумевает собеседник. - Мне понятно только одно: чиновники отстаивают интересы сетевых компаний. А на рынке СМИ сейчас идет монополизация. Ведь когда распределялись телечастоты, большинство из них тоже отдали одной компании, это была «Эра ТВ».
Эксперты считают, что в 18 городах вряд ли стоит ждать появления нового и интересного радио с собственными программами. Они прогнозируют, что скорее всего будет открыто представительство, которое станет собирать деньги за рекламу.

Молдова

Директор издания „Jurnal de Chisinau” Вал Бутнару заявил, что власти вынуждают экономических агентов отказываться от рекламы в нелояльной центральному руководству прессе. По словам Вала Бутнару, некоторые экономические агенты сняли свою рекламу со страниц „Jurnal de Chisinau” еще в период избирательной кампании под давлением политического характера. После событий 7 апреля, подробно освещавшихся на страницах газеты и – особенно – на канале Jurnal TV, экономические агенты, которые все еще давали рекламу, получили от властей агрессивные угрозы. Были вынуждены снять рекламу даже те клиенты, которые заключали контракты на целый год. Самый последний случай такого рода произошел 13 мая. «Последний рекламный клиент, который все еще упорствовал в желании сохранить свой рекламный баннер на странице Jurnal TV, получил угрозу о возможных серьезных неприятностях в бизнесе в том случае, если он немедленно не снимет рекламу. И ему пришлось это сделать, несмотря на то, что соглашение о сотрудничестве было рассчитано на полгода», - сообщил Бутнару.
«Хотя реклама – это единственный источник дохода нашего телевидения, мы понимаем предпринимателей. В том, что они не могут свободно действовать при диктаторском режиме, - не их вина», - сказал директор издания „Jurnal de Chisinau”.
Издатель считает, что с помощью этого давления власти добиваются ликвидации независимой прессы.

Таджикистан

Руководство компании ТАЛКО (Таджикский алюминиевый завод) решила привлечь к ответственности члена Маджлиси Милли (верхняя палата) Маджлиси Оли (парламента) Таджикистана Ходжи Акбара Тураджонзода. Об этом сообщила газета «СССР» от 14 мая со ссылкой на источник в компании ТАЛКО.
По словам источника, последние политические интриги вокруг ТАЛКО и её известных представителей, клевета и домыслы в отношении компании, которые приводят к падению имиджа ТАЛКО, вынудили её правление пойти на этот шаг.
Следует отметить, что конфликт тянется уже три месяца, после того, как Тураджонзода назвал ТАЛКО вредной для национальной экономики компанией, а недавно, после публикации материала «Тураджонзода - агент КГБ?» и острой реакции в газетах «Миллат», «Нигох» и «Озодагон» Туранджонзода счёл развёрнутую против него акцию делом рук ТАЛКО.
Сейчас юристы ТАЛКО называют такую реакцию Тураджонзода клеветой в адрес Правления компании и готовят необходимые документы, чтобы передать дело в суд.
Неясным остается лишь одно: привлечет ли ТАЛКО к судебной ответственности только депутата парламента за клевету, или же еще и независимые издания, которые напечатали данный материал. Потому что, согласно законодательству страны, издания, которые опубликовали материал о Тураджонзоде, могут привлекаться к ответственности как соответчики.

***

Как сообщила газета «Озодагон» (№19 от 14.05.09г), министерство культуры направило устный запрос руководителям средств массовой информации о предоставлении данных сотрудников. В них должна обозначаться информация о месте рождения, месте жительства и работы, а также другие личные сведения.
По мнению главного редактора еженедельника «СССР» Сайёфа Мизроба, предоставление личных данных о своих сотрудниках, их место рождения, национальность, образование, домашний адрес может оказать отрицательное воздействие на корреспондентов и всех журналистов в целом.
«Я не знаю, откуда родом журналисты нашего издания, они все национальные кадры и спрашивать у них место жительства просто неприлично и некультурно. Сегодня даже с новых таджикских паспортов убрали графу о месте рождения»,- сказал Сайёф Мизроб.
Председатель Национальной Ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибоев считает, что требовать сведения, которые непосредственно касаются личности каждого сотрудника СМИ, является вмешательством в его личную жизнь, что неприемлемо. То есть некоторые из требований Минкультуры непосредственно касаются личной жизни сотрудников СМИ, и законодательство Таджикистана не позволяет, чтобы эти данные были разглашены без согласия человека.
Журналист Зафари Суфи также рассуждает о данном запросе министерства культуры Таджикистана. «Не говорит ли это об очередном давлении на независимых журналистов? Тем более, выбранный ими способ, то есть запросить эти данные по телефону, если не считать незаконным, то, по крайней мере, это можно оценить как неуважительное,- считает он.

Украина

Блок Юлии Тимошенко потребовал трансляции отчета временной комиссии по расследованию нарушений Конституции и законов должностными лицами Киевского совета на ТРК «Киев». Соответствующее депутатское обращение к секретарю Киевского городского совета Олесю Довгому направила первый заместитель председателя фракции БЮТ в Киевсовете Татьяна Мелихова.
14 мая генеральный директор ТРК «Киев» Дмитрий Джангиров сообщил, что редакция телекомпании не разрешит ни одного вмешательства депутатов Киевского совета в редакционную политику телеканала, поскольку это грубо противоречит действующему законодательству, информирует газета «Хрещатик» .
«Редакционный коллектив ТРК «Киев» считает требование лидера фракции БЮТ в Киевсовете Татьяны Мелиховой к секретарю Киевсовета Олесю Довгому относительно внесения изменений в график прямой трансляции сессии столичных депутатов противозаконной и такой, которая противоречит статусу госпожи Мелиховой и является нарушением ею элементарной депутатской этики», — заявил Джангиров.
«ТРК «Киев» самостоятельно будет решать вопрос собственной редакционной политики. Мы не разрешим вмешиваться в редакционную политику ни Олесю Довгому, ни Татьяне Мелиховой, поскольку именно ее обращение к секретарю Киевсовета является абсурдным», — заверил Джангиров.
В частности, по словам гендиректора ТРК «Киев», действия Мелиховой противоречат ст.45 Закона Украины «Об информации», в котором четко сказано, что «запрещаются вмешательства в формах, не предусмотренных законодательством Украины или договором, заключенным между основателем (соучредителями) и редакцией средства массовой информации, в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием информации, которая распространяется, со стороны основателей (соучредителей) средств массовой информации, органов государственной власти или органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, умалчивания общественно значимой информации, наложения запрета на показ отдельных личностей или распространение информации о них, запреты критиковать органы государственной власти или органы местного самоуправления или их должностных лиц».

***

Как стало известно 14 мая, накануне пресс-конференции лидера Партии Регионов Виктора Януковича, его пресс-секретарь Денис Иванеску тщательно отбирал издания, которые могут задавать вопросу. Как сообщает издание «Остров», представитель пресс-службы не только отбирал СМИ, но и вопросы, которые они хотели бы задать Януковичу. Те вопросы, которые Иванеску показались неудачными, он отбраковывал.
Корреспондент «Острова» сказал, что хотел бы спросить у Януковича, почему лидер партии, пообещавший массовые акции протеста, в день Солидарности трудящихся 1 мая не возглавил эти акции, и почему он не был вместе c ветеранами Великой отечественной войны 9 мая.
Иванеску, записал вопрос и уточнил: «Вы считаете, что это актуально?».
Получив утвердительный ответ, он удалился. Однако на пресс-конференции он так и не предоставил корреспонденту «Острова» возможности обратиться к Януковичу.

IV. Ограничение доступа к информации

Беларусь

13 мая была распространена информация о том, что у активиста движения «За свободу» Игоря Соловья, призванного в армию, отобрали газету «Новы час». Заместитель командира части по идеологической работе подполковник Сергей Платонов не отдал молодому человеку газету, присланную в конверте, поскольку посчитал ее запрещенной.
По словам заместителя командира части, в армии «есть ряд рекомендованных своих изданий, их нужно читать».

Казахстан

15 мая в Астане открылся XII съезд правящей партии «Нур Отан» под председательством президента страны и председателя партии Нурсултана Назарбаева. По странному стечению обстоятельств именно в день открытия главного партийного съезда страны независимые и в некоторой степени оппозиционные Интернет-ресурсы Казахстана снова попали под прицел анонимных хакеров. Массированной DDOS-атаке вновь подвергаются такие веб-сайты как ЗонаKZ и Республика.

***

13 мая в Фонд защиты свободы слова «Адил соз» поступило сообщение из редакции информационно-аналитического Интернет-издания «Позиция.su» о том, что сайт www.posit.su блокируется на территории Казахстана. Редакция издания предполагает, что ограничение доступа к сайту осуществляется АО «Казахтелеком» и связано, во-первых, с публикацией статьи руководителя Экспертного Центра национальной стратегии Адила Тойганбаева «Нация: создать себя», во-вторых, с намерением редакции участвовать в акции «Час вне зоны .KZ».
Напомним, что 1 июля 2008 года сайт «Позиция.kz» (прежнее название сайта «Позиция.su») был приостановлен на три месяца по иску прокурора Медеуского района Алматы за разжигание межнациональной розни. Издание обвинялось еще в том, что в его публикациях и, особенно, в комментариях к ним присутствовала ненормативная лексика. Позднее сайт был перенесен в доменную зону «.su» и стал называться «Позиция.su»

Комментарий правового эксперта Центра экстремальной журналистики Виктории Блонской (II.Казахстан)

По сообщению, регистрация журнала «Директор kz» аннулирована по решению Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Как указывается, основанием к аннулированию лицензии послужила задержка очередного выхода журнала более чем на три месяца, а также непредставление контрольного экземпляра последнего номера.
Руководствуясь положениями Закона РК о СМИ, считаем необходимым обратить внимание на статью 13 Закона РК о СМИ, согласно которой аннулирование свидетельства о постановке на учет происходит в случае прекращения выпуска СМИ, которое в свою очередь возможно лишь по решению собственника или суда. Часть 4 статьи 13 Закона РК о СМИ установила «Основаниями для прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, а также неустранение причин приостановления выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в установленный срок».
Учитывая отсутствие судебного решения, наличия правомерных оснований для аннулирования регистрации, посоветуем редакции в обязательном порядке обжаловать вынесенное Министреством культуры и информации решение об аннулировании регистрации в суде.

Тип события

Количество случаев

Нападения на журналистов, угрозы расправы

1 - Грузия

1 –Казахстан

Погибшие журналисты

.

Задержания и аресты журналистов

.

Юридическое и судебное преследование журналистов

2 – Азербайджан

2 – Армения

3 – Казахстан

1 – Таджикистан

Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями

1 –Беларусь

2 – Грузия

1 – Казахстан

1 – Молдова

2 – Таджикистан

2 - Украина

Ограничение доступа к информации

1 –Беларусь

2 –Казахстан

Пропавшие без вести

.

Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту