Исследование IFC свидетельствует о том, что проблем пока слишком много.
В Узбекистане вышел любопытный отчет Международной финансовой корпорации (IFC) «Деловая среда в Узбекистане глазами представителей частного бизнеса». Он базируется на результатах проведенного во всех регионах страны в мае 2008 года полномасштабного опроса 500 представителей малого бизнеса - юридических лиц, представляющих все отрасли экономики. Исследование позволяет отследить динамику процессов, характеризующих деловой климат в данной центрально-азиатской стране.
Регистрация предприятий, налоги, проверки предприятий и процедура ликвидации - вот основные вопросы, которые стали предметом для анализа. Так, например, внедрение уведомительного порядка в целом улучшило практику регистрации предприятий. Создание предприятия в 2007 году в среднем требовало 8 рабочих дней и 47 тысяч сумов (около 5 тысяч тенге). Однако сроки прохождения регистрационных процедур вдвое превышают законодательно установленные. Среди причин - сложность оформления фирменного наименования и продолжающаяся практика проверки учредительных документов инспекторами по регистрации.
Принятие нового Налогового кодекса не решило главных проблем налоговой системы. Сумма совокупных налоговых отчислений предприятий остается высокой: на каждые 100 сумов полученной чистой прибыли предприятия платят 170 сумов в виде различных налогов и обязательных платежей. Предприятия вынуждены рассчитывать и платить в среднем 7 налогов и обязательных платежей, даже используя упрощенную систему налогообложения.
Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, и неэффективность механизмов правовой защиты хозяйствующих субъектов делают прохождение проверок проблематичным для проверяемых.
Упорядочение ликвидационных процедур позволило сократить сроки и стоимость добровольной ликвидации. В то же время ненадлежащее исполнение норм законодательства сотрудниками государственных органов и организаций, участвующих в процессе ликвидации компаний, снижает эффект от реформ.
На безрыбье рак - рыба
Авторы исследования указывают на то, что с 1 сентября 2006 года в Узбекистане введен уведомительный порядок регистрации предприятий, что существенно упрощает открытие бизнеса. Если раньше учредителям требовалось 9 дней и 71 тысяча сумов, то теперь 8 дней и около 47 тысяч сумов.
Понятно, что сокращение на один день процедуры регистрации (с 9 до 8), погоды не делает. Правда, сокращение расходов с 71 до 47 тысяч сумов, вроде бы несколько меняет дело. Если не учитывать оставшиеся проблемы, а именно чисто формальное сокращение количества дней на регистрацию. Как подчеркивают исследователи, «сроки оформления процедур на практике хотя и сократились, но все еще превышают законодательно установленные».
Например, учредители предприятий тратят по 4 рабочих дня на оформление фирменного наименования и на собственно регистрацию, тогда как законодательством на эти процедуры отводится по 2 рабочих дня. Таким образом, налоговики и работники хокимиятов сумели отыграться за то, что им сократили сроки регистрации предприятий.
С другой стороны, уведомительная система нарушается в любое время, когда этого захочет налоговик. К примеру, работники налоговых органов как продолжали согласовывать уставы и учредительный договор, так и продолжают это делать. Если предприниматель захочет ускорить процесс, то за определенную мзду инспектор не будет делать то, что он по закону делать и не должен.
Кроме того, существуют значительные выемки из когорты предприятий, желающих использовать уведомительный порядок регистрации. Так, этой символической льготой не могут воспользоваться некоторые создаваемые предприятия, которым требуется разрешение на отвод земельных участков, на подключение к газовым и электрическим сетям, а также тем, чей основной вид деятельности подлежит лицензированию. Принимая во внимание все ограничения, понимаешь, что уведомительный порядок специально создан для уже действующих предприятий, и поэтому целей по увеличению субъектов предпринимательства перед собой не ставит.
С другой стороны, регистрацией предприятий занимается не только Министерство юстиции и его подразделения на местах (где имеется общая информационная база и возможность эффективно контролировать соблюдение норм законодательства), но и инспекции по регистрации при районных и городских хокимиятах (в силу чего, понять, насколько качественно выполняется законодательство, практически невозможно).
Лишнее согласование, регистрация предприятий в различных органах и создают факторы, стимулирующие коррупцию.
Разрешение разрешению рознь
Чтобы заниматься бизнесом, в Узбекистане необходимо получать разрешение практически на все: торговлю продовольственными товарами, спиртным, табаком, и многим другим. При этом чиновники видят в этих разрешениях возможность управлять бизнесом и создавать такие условия, чтобы предприниматели были всегда и во всем зависимы от госорганов.
Например, авторы исследования говорят, что «последние годы показали, что проблемы в области разрешительных процедур носят системный характер и обусловлены несовершенством нормативной базы, неограниченным введением разрешений и неисполнением законодательных норм на местах».
Власти вообще любят многое делать символически. Так, в сентябре 2005 года руководство страны сократило перечень выдаваемых разрешений, а также установило, что новые разрешения могут вводиться только законами и постановлениями палат парламента. Одновременно было поручено подготовить и внести в парламент проект Закона «О разрешительных процедурах», предусматривающего их упрощение.
Понятно, что на уровне чиновничества продвижение такого закона в парламенте всячески тормозится. Если он пройдет, то несколько госорганов не смогут спрашивать у предпринимателя разрешения на один и тот же вид деятельности, при этом несколько чиновников не смогут получать заработную плату лишь за то, что они требуют от предпринимателей разрешения. В конечном счете, упорядочение требований в сфере разрешительных процедур сузит поле для коррупции, то есть ресурсы, которые помогают чиновничеству выжить.
В бизнес-среде неконтролируемый рост количества разрешений ограничивает конкуренцию, а частный сектор практически не растет.
В результате улучшений в сфере разрешений не произошло. Так, доля предприятий, вынужденных в первый год деятельности обращаться в государственные органы для получения различных разрешительных документов (разрешений, свидетельств, согласований и пр.), в 2007 году осталась на уровне 2005 года - 76% от числа вновь зарегистрированных предприятий.
Еще одним свидетельством формального подхода властей к проблемам предпринимательства является тот факт, что проблематичность получения разрешений в 2008 году по сравнению с 2005 годом еще более возросла.
Как рассказал исследователям IFC неназвавшийся руководитель предприятия: «Нам раз в три месяца приходится заново получать разрешение на торговлю алкоголем. В первый раз у нас проверили наличие отдельного помещения и отдельного кассового аппарата. Теперь мы просто приносим в департамент торговли одни и те же документы, тратя на это кучу времени. Каждый раз, как мы приходим за разрешением, нам навязывают просроченную тушенку или какой-нибудь другой неходовой товар. Именно поэтому чиновники хотят нас видеть как можно чаще и не дают разрешения на больший срок».
С другой стороны, выдачу разрешений регулирует множество нормативных документов: по предварительным оценкам IFC их более 150, включая внутриведомственные нормативные акты. Что существенно осложняет получение субъектами бизнеса необходимой информации об установленных процедурах.
Кроме того, несмотря на запрет на введение новых разрешительных процедур органами государственного управления и государственной власти на местах, данная практика продолжилась и в 2006-2008 годах. Например, только в 2008 году в Узбекистане было введено 46 разрешений, из которых лишь 8 - законами. Остальные, несмотря на заверения властей были введены подзаконными актами, инструкциями и приказами министерств и ведомств.
Акрам Асроров