Учёные обнаружили новую угрозу в атмосфере Земли

Воздух, которым мы дышим – может ли он быть опасен для человека? Новое исследование атмосферы неожиданно выявило угрозу для здоровья людей: специалисты Калифорнийского университета нашли в её составе неизвестные ранее наночастицы грибных спор.

Каждый день мы делаем миллионы вдохов, которые необходимы нам для жизни. При этом мы даже не задумываемся, что именно залетает в наши лёгкие с воздухом. Как оказалось, земная атмосфера опаснее, чем мы предполагали, а выхлопные газы – далеко не единственная «воздушная» угроза человеческому здоровью.

Согласно открытию американских учёных, воздух на нашей планете содержит в два-три раза больше фрагментов грибковых спор, чем считалось ранее. Это стало сюрпризом для специалистов, поскольку наночастицы обнаружились совершенно случайно: исследователи собирали в атмосфере материалы диаметром от 20 до 60 нанометров, а затем помещали их на платиновую нить. Идентифицируя эти частицы, химики никак не ожидали узнать в них грибковые клетки.

Размеры крошечных частиц спор не превышают 30 нанометров. Для сравнения: толщина обычного листа бумаги составляет около 100 000 нанометров. Учёные признаются, что они могли пропустить эти фрагменты в предыдущих исследованиях воздуха, потому что ранее не работали с такими маленькими объектами.

В своей работе эксперты подчёркивают, что обнаруженные наночастицы действительно вредны для здоровья людей, поскольку могут провоцировать аллергию и даже способствовать развитию бронхиальной астмы. Обычно, плавающие в атмосфере неповреждённые клетки измеряются тысячами нанометров, а обнаруженные биологические «осколки» от грибных спор настолько малы, что способны проникать глубоко в лёгкие. Именно этим можно объяснить, почему ливень и высокая влажность вызывают у некоторых людей обострения хронических бронхо-лёгочных заболеваний. Данные частички также играют значительную роль в формировании тяжёлых облаков, состоящих из кристаллов льда, что является главным фактором при составлении краткосрочных прогнозов погоды и долгосрочных климатических прогнозов. Подробные результаты исследования опубликованы на портале Science Advances.

«Эти фрагменты, скорее всего, представляют собой кусочки грибковых спор, которые разрываются после набухания водой. Было неожиданно идентифицировать их как грибковые фрагменты», - сказал химик Майкл Лоулер из команды Калифорнийского университета в Ирвине.

Новое открытие, безусловно, нуждается в дальнейшем изучении, отмечают авторы работы. В частности, эксперты намерены выяснить природу взаимосвязи между наночастицами грибов и образованием облаков. Результаты такого исследования помогут климатологам более точно предсказывать погодные изменения, а также позволят оценить, как глобальное потепление влияет на земной воздух.