Кнут или пряник: учёные доказали эффективность похвалы в процессе обучения

Кнут или пряник: учёные доказали эффективность похвалы в процессе обучения

Кнут или пряник: учёные доказали эффективность похвалы в процессе обучения

Новое исследование показало, какой из способов воспитания следует выбирать учителям, чтобы продуктивнее взаимодействовать с детьми и поддерживать благоприятную атмосферу в классе, а также что поможет школьникам гораздо лучше концентрироваться на учёбе.

Специалисты, наконец, расставили точки на «и» в вопросе подхода к воспитательному процессу и обучению школьников. Результаты последнего исследования американских учёных ясно дают понять, что «пряник» определённо эффективнее «кнута»: похвала за примерное поведение помогает ученикам концентрироваться на заданиях намного лучше, чем наказание за проступки и шалости. Поощрение вместо ругани – вот, что действительно необходимо детям, уверены зарубежные психологи. Данная работа была опубликована в профильном издании Educational Psychology, а короткий обзор материала представлен Science Daily.

Исследование проводилось группой учёных под руководством доктора Пола Калдареллы в Университете им. Бригама Янга в Юте, США. Эксперты на протяжении трёх лет наблюдали за  учащимися из 151 класса в почти двух десятках начальных школ штатов Миссури, Юты и Теннесси. В общей сложности, в эксперименте приняли участие 2536 учеников в возрасте от 5 до 12 лет.

В ходе исследования классы разделили на две группы. По просьбе учёных, в первой половине классов учителя следовали особой программе поведенческого вмешательства: они рассказывали детям о социальных навыках, которые те должны показать во время уроков, и поощряли учеников за демонстрацию этих навыков. Одновременно с этим, педагоги из второй группы классов не меняли своих воспитательных методов и использовали типичные «рычаги» для управления школьниками.

В итоге эксперимент выявил прямую связь между соотношением числа поощрений и наказаний, и тем, насколько учащиеся в результате каждого из подходов сосредоточены на занятиях. Иначе говоря, чем больше учителей их хвалят, тем активнее дети обращаются к педагогам и продуктивнее работают над поставленными в классе задачами. В частности, постоянно «ругаемые» школьники тратили на 20-30% больше времени, сосредотачиваясь на учителе или задании, по сравнению с теми, кому реже приходилось слушать выговоры.

«К сожалению, предыдущие исследования показали, что учителя часто склонны выговаривать ученикам за проблемное поведение столько же или больше, чем они хвалят учеников за надлежащее поведение, что часто может отрицательно сказываться на классах и поведении учеников», - отметил доктор Калдарелла.

По мнению психологов, похвала является своеобразной формой обратной связи с учителями, и дети нуждаются в этом, чтобы понять, какое поведение от них ожидают и оценивают. Если педагоги увеличат соотношение похвалы и выговора до 2: 1 или выше, они увидят гораздо больше улучшений в классе (дисциплина, поведение на уроке, продуктивность выполнения заданий, усвоение материала и пр.). Результаты работы наглядно демонстрируют, что поощрение является самым мощным инструментом в арсенале педагога, эффективно мотивирующим учеников трудиться усерднее. Особенно это касается «проблемных» детей, которые испытывают трудности в учёбе или являются хулиганами в своём классе, Кроме того, похвалы могут повысить скорость обучения и улучшить оценки школьников, подчёркивают специалисты.

«Все ценят то, что их хвалят и признают за их усилия - это огромная часть воспитания у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе», - заявил автор исследования.

Поведение, которое подкрепляется поощрением, однозначно имеет тенденцию к закреплению и дальнейшему развитию. Похвала играет огромную роль в повышении внимания учащихся во время занятий. Однако, при этом исследователи напоминают, что для концентрации детей на уроках также должны использоваться личные способности и опыт педагогов, эффективные методы подачи материала и другие надёжные и проверенные временем стратегии управления классами.



Читайте также:

Уверенность в себе – главный модный тренд 2020 года

Встречаем по одёжке: семь актуальных трендов наступившего года. Эксперт по стилю рассказал, какой цвет будет на пике моды, чему из гардероба отдавать предпочтение и как совмещать революцию, сдержанность, свободу и комфорт в повседневном образе. Эксклюзивное интервью онлайн издания ИАМИК.

10 минут общения с кошкой или собакой избавят от стресса

Учёные заявляют, что гладить котят или щенков не только безумно приятно, но и крайне полезно для нервной системы. Согласно результатам исследования, всего лишь 600 секунд общения с этими четвероногими питомцами могут значительно снизить уровень вашего стресса.

Оценить статью
(0)