Предыдущая статья

А если все-таки не повезет?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Международные агентства внесли в десятку самых проблемных для выхода из кризиса трио стран из СНГ в том числе и Казахстан

Бесконечные гадания мировых экспертов относительно будущего посткризисного мира так и не дают пока ясного и четкого ответа - чего дальше ожидать от нынешней ситуации в мировой экономике и когда же наконец наступит просвет в этом «кризисном болоте». Самым противоречивым прогнозам, в том числе - и на самом высоком уровне, по всему свету не счесть, но все они больше упоминают все же какие-то опосредованные и мало кем реально на собственном опыте ощущаемые перспективы.
Что же касается жителей Казахстана, то всех их, конечно же, теоретически волнует, что там происходит нынче в экономике США или стран Евросоюза (все-таки от них в мире много чего зависит), да и, в принципе, и российские проблемы казахстанцам со своей колокольни кажутся не совсем уж чужими.
Но больше всего казахстанцам хотелось бы наверняка знать - а что будет с будущим этого самого кризиса у нас в республике? Ведь все светила разных экономических школ-техникумов, приезжавшие в последнее время в Казахстан что с лекциями, что с желанием просто понаблюдать ситуацию на месте, ничего в реалиях казахстанских по большому счету не смыслят, да и оценить ситуацию с наскока в республике явно не в состоянии.
Тем интереснее читателям будет посмотреть на оценки, которые дали по десяти самым проблемным странам мира специалисты двух ведущих мировых рейтинговых служб - «Moody’s Investors Services» и «Standard & Poor’s». Специалисты этих компаний рассмотрели нынешнее положение в энономике тех государств, которые либо в ближайшее время могут просто обвалиться под тяжестью продолжающегося кризиса, либо стоят, что называется, в прихожей в ожидании непростых и малорадостных времен.
 
Пятерка, которой будет очень трудно
Согласно исследованию, проведенному экспертами двух вышеназванных компаний, страны, находящиеся сегодня в «предпугающем состоянии», условно можно разделить на две группы. В первую входят те, кому именно сейчас требуется предпринять самые решительные действия (прежде всего - правительствами) для того, чтобы нынешний экономический кризис дальше не углублялся и, соответственно, в этих странах не росла социальная напряженность.
А во вторую «опасную» группу вошли государства, экономическое и социальное положение в которых пока еще, с точки зрения экспертов, вроде бы терпимо, но тревожные симптомы «проблемных передряг» все яснее ощущаются там на всех уровнях (что в экономике, что в социальных вопросах). Поэтому, как считают эксперты, этим государствам нужно как можно скорее прежде всего с помощью прямого вмешательства правительственных структур решать наиболее острые социальные проблемы с тем, чтобы они своим «подвешенным состоянием» не свели на нет все прежние усилия руководства этих стран (особенно в области уже предпринятых финансовых мер).
Так вот, список стран, где ситуация в экономике на сегодняшний день складывается просто критическая, возглавляют Мексика и Пакистан. Эти две значительные по численности населения страны вдобавок к кризису чрезмерно страдают сейчас и от пагубного влияния целого ряда и других серьезных причин.
Так, из-за разгула наркомафии (в Мексику по этой причине сейчас практически перестали ездить американские туристы) и в связи с полным коллапсом финансовой системы мексиканское правительство уже попросило у МВФ 47 млрд. долларов на спасение, однако особых надежд на улучшение ситуации там пока не предвидится.
К тому же Мексику буквально подкосила разразившаяся эпидемия свиного гриппа, которая привела не только почти к полному параличу жизни в огромной столице этой страны - городе Мехико (а там проживает около 20 млн. человек), но и резкому падению экономических показателей. По оценкам экспертов, потери Мексики в экономическом плане уже составили примерно 1 % от годового ВНП (и ведь опасная эпидемия еще далеко не закончилась).
А одна из важнейших для страны сфера туризма, которая дает работу примерно 12% трудоспособного населения, уже просела за прошедшие «карантинные дни» почти на 30%.
Сотнями по всей стране в эти дни отменялись многочисленные конференции и симпозиумы, крупные международные спортивные соревнования, с популярных курортов на Карибах и Тихом океане Канкун и Лос-Кабос тысячами рванулись спасаться на родину туристы из Соединенных Штатов и европейских государств, а сами мексиканцы почти перестали ходить в кино и театры, на концерты, посещать стадионы и даже не выходят из дома за самыми элементарными покупками, чем экономике Мексики уже нанесен просто колоссальный ущерб.
Ничуть не лучше обстановка и в Пакистане. Внутренний долг этой страны растет гигантскими темпами, политическая ситуация остается взрывоопасной, усиливается влияние на внутреннюю обстановку в Пакистане и со стороны движения «Талибан», и прежде всего - его вооруженных формирований.
При этом кредиты Всемирного банка и Азиатского банка, выданные Пакистану в марте, вроде чуть выровняли положение. Однако полная политическая неопределенность, которая может привести к экономическому коллапсу, делает именно Пакистан самым нестабильным на сегодня государством в Азии.
Замыкают малопочетную пятерку «совсем плохих» государств две крупные латиноамериканские страны - Аргентина и Венесуэла, а за ними следует знакомая нам Украина. Если Венесуэла давно уже слишком зависела от экспорта нефти и доходов, получаемых от него (а набрав долгов, не имеет возможности их вовремя возвращать), то у с виду богатой и процветающей Аргентины - другие проблемы.
В этой стране традиционно в банковском и финансовом секторе и правительство, и частный сектор всегда по-крупному рискуют, набирают долгов, и потом либо в Аргентине все безнадежно обваливается (как это было в 2001-2002 годах), либо за короткий срок небольшая группа «верхних товарищей» в Буэнос-Айресе с помощью «ловкости рук» несказанно и в очень короткие сроки обогащается, а все остальные граждане страны также традиционно теряют последнее.
Что касается Украины, то она просто не имеет денег на оплату по внешним долгам (у нее, как утверждают американские эксперты, самое плохое сейчас положение в финансах на всем постсоветском пространстве). На Украине уже закрывают бесплатные больницы и государственные школы в целях экономии средств, были повышены недавно цены на проезд в общественном транспорте. При этом за шесть последних месяцев национальная валюта Украины гривна упала по отношению к американскому доллару на 35%, и дальнейший финансовый обвал в стране, по мнению специалистов рейтинговых агентств, попросту неизбежен.
 
Проблемы у Казахстана все те же - много назанимали и слишком понадеялись на нефть
Казахстан вместе с Белоруссией входит в следующую пятерку стран мира, которым, по мнению экспертов, грозит если не «совсем полный обвал», то весьма непростые времена на обозримую перспективу. Так, по оценкам специалистов агентства «Standard & Poor’s» Казахстан в своем экономическом развитии в последние годы слишком понадеялся на нефтяные доходы, а западные инвесторы, для которых еще совсем недавно Казахстан был очень привлекателен как объект вложения средств, стали в последние месяцы спешно выводить значительные денежные средства из республики.
Ни для кого не секрет, что ведущие казахстанские банки практически в полном составе получали кредиты на Западе, но вот реальные доходы у них оказались сильно «просевшими», что и привело к резкому падению в целом кредитного рейтинга республики.
По оценкам экспертов, ближайшие шесть месяцев будут для Казахстана самыми трудными, потому что в стране будут одновременно усиливаться две весьма опасные тенденции - продолжит неизбежно свой рост безработица и по-прежнему в тяжелом положении будут находиться местные банки (также американскими экспертами предсказывается, что к осени казахстанский тенге может вновь на 10-15% подешеветь по отношению к доллару США).
Между тем у Белоруссии по сравнению с Казахстаном финансовая и экономическая ситуация еще хуже. Как отмечают американские эксперты, там лишь один банк в стране частный, а все остальные (их около 30) контролируются в той или иной форме государством. При этом, несмотря на внешнюю политическую стабильность, финансовая система республики, по оценкам рейтинговых агентств, находится в крайне тяжелом положении.
Для выхода из кризиса Белоруссия уже получила от МВФ (к которому еще совсем недавно белорусские руководители относились, мягко говоря, с большим подозрением и откровенной нелюбовью) сумму в 2,5 млрд. долларов займа. Однако, по прогнозам американских специалистов, ей до конца нынешнего года, чтобы все-таки не «обвалиться» окончательно в плане экономики и финансов, придется занимать на внешнем рынке как минимум еще не менее 10 млрд. долларов.
Плохи в финансах и состоянии экономики также дела у Латвии, Хорватии и Вьетнама, где внешние долги этих государств столь велики, что дефолт - невыплата по взятым кредитам - может случиться в любой момент. А это может в свою очередь привести к серьезным социальным волнениям и новой смене правительств, особенно в Латвии.
Что же в этой непростой ситуации остается делать Казахстану? Вариантов, которые предлагаются американскими экспертами, для выхода из нынешнего кризиса, несколько, но все они основываются практически на одних и тех же ключевых посылах.
Так, эксперты уверены в том, что опираться на экспорт нефти, как это было и раньше, республике все равно придется, потому как это и на дальнейшую перспективу останется ключевым источником пополнения госказны (пусть и в меньшем сейчас масштабе, но все же гарантированно).
И здесь уже многое будет зависеть от состояния экономики США, которой те же самые эксперты то предрекают до конца нынешнего года чуть ли не полный крах (но замечу, что почти всегда это те эксперты-знатоки, кто либо сидит в связанных с Республиканской партией страны структурах, либо это люди, для которых традиционно все хорошо, что плохо для Америки), то, наоборот, - уже к осени нынешнего года многие видные эксперты предсказывают чуть ли не открытие «второго экономического дыхания» у Соединенных Штатов.
В этой ситуации может так сложиться, что если американская экономика все же пойдет к концу года на подъем (а эту надежду недавно подтвердил глава Федеральной резервной системы Соединенных Штатов Бернанке), то вырастет мировая цена на нефть, и тогда полегче сразу же будет Казахстану (особенно тем, кто напрямую зависит от выплат из госбюджета).
Что же касается долгов казахстанских банков перед своими иностранными коллегами, то здесь ситуация, по мнению американских экспертов, может к концу года еще больше обостриться. Следует учитывать тот факт, что пока по-прежнему ведущие мировые банки ( в том числе - американские) чувствуют себя не очень уютно в нынешних кризисных условиях, и раздавать дешевые кредиты, как это было еще совсем недавно, таким странам, как Казахстан, они вряд ли станут.
А это значит, что правительству Казахстана уже сейчас надо будет приложить все силы и для того, чтобы помимо нефти у него были на дальнейшее гарантированные и надежные источники дохода. А свои взаимоотношения с внешними кредиторами Казахстану и его банковскому сектору нужно уже сейчас полностью пересмотреть и искать новые варианты финансирования своей экономики на ближайшее будущее.
 
1 АРКС публикует годовые ВНД в статистическом бюллетене Национальные счета. Серия 1. Счета внутренней экономики Республики Казахстан. Последняя информация имеется за 2007 год.
2 Всемирный Банк. Показатели мирового развития, 2008. Переводной коэффициент атласа вычисляется как среднее арифметическое курсов национальной валюты в долларах США за три года с поправкой на относительную инфляцию. При расчете переводного коэффициента атласа сначала делаются поправки на обменный курс с учетом инфляции при помощи дефлятора ВВП и дефлятора специальных прав заимствования (СПЗ), измеряющего международную инфляцию. Затем, для расчета ВНП по переводному коэффициенту атласа, ВНД в текущих ценах корректируется на переводной коэффициент атласа.
3 Норма прибыли рассчитывается как доход за текущий год, измеренный по данным платежного баланса по доходам от прямых инвестиций, разделенного на средние значения ПИИ по состоянию на конец предыдущего и текущего годов.

Юрий Сигов, Вашингтон