Растения кричат от боли

Невероятное открытие израильских учёных не только меняет наше представление о зелёных насаждениях, но и даёт новые возможности фермерам и области растениеводства и земледелия в целом.

Группа исследователей из Тель-Авивского университета изучила поведение растений в благоприятной обстановке, а также при условиях засухи и физических повреждений. В ходе эксперимента учёные установили чувствительные микрофоны на расстоянии 10 сантиметров от растущих кустов табака и томата. Устройствам удалось зафиксировать почти не ощутимые человеческим ухом звуки: зелёные «испытуемые» издавали сигналы на частотах диапазона от 20 до 100 килогерц. Причём в нормальном состоянии растения «разговаривали»  реже одного раза в час, а если ситуация ухудшалась, частота этих «криков» заметно увеличивалась. В частности, находящийся в засушливых условиях томат подавал до 35 сигналов каждый час, а страдающий от обезвоживания табак издавал до 11 звуков за тот же период. Затем стебли или листья растений срезались, и звуки замерялись снова: повреждённые томатные кусты «кричали» примерно 25 раз в час, а терпеливый табак ежечасно «шумел» не менее 15 раз.

Издаваемые кустами звуки похожи на отдельные «выкрики». Авторы работы, опубликованной на профильном ресурсе bioRxiv.org, предполагают, что причиной этих шумов служит явление кавитации. При этом физическом процессе в жидкой среде образуются пузырьки, которые при схлопывании высвобождают энергию. Таким образом, результаты данной работы подтвердили гипотезу о том, что растения тоже могут «общаться» с окружающим миром при помощи звуковых сигналов.

Стоит отметить, что люди не в состоянии услышать эти ультразвуковые крики о помощи без использования спецаппратуры. Однако, такие сигналы с лёгкостью воспринимают другие растения, животные и насекомые, находящиеся неподалёку (как известно, человек способен слышать звуки в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху или до 220 кГц при вибрации по костям черепа).

Результаты нового исследования будут крайне полезны в сфере садоводства. Данное открытие, по мнению учёных, фермеры смогут использовать для мониторинга состояния зелёных насаждений и оказания оперативной помощи растениям во время засухи. Работа также открывает новые горизонты в области точного земледелия, что особенно важно на сегодняшний день, когда проблема нехватки влаги охватывает всё больше территорий вследствие глобального потепления.

Кавита́ция (от лат. cavitas — пустота) - возникающий от внешних физических воздействий процесс образования в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, каверн), заполненных газом и/или паром, с последующим их схлопыванием и высвобождением большого количества энергии (ударная волна). Это явление мы часто наблюдаем (слышим) в быту, среди примеров можно перечислить: кипение воды в чайнике; бурление пузырьков после вскрытия бутылки шампанского или газировки; «кавитационный круговорот» пузырьков при встряхивании бутылки растительного масла и так далее. Данный физический процесс носит локальный характер и образуется только при наличии обязательных для кавитации условий.

Вам также может быть интересно:

Крошечный червь оказался самым громким существом в океане

Группа учёных из Японии и Канады провела исследование, чтобы выяснить, кто среди жителей океана издаёт самые громкие звуки. Результат удивил экспертов: в подводном мире, наполненном китами, акулами и гигантскими стаями рыб, одним из самых шумных обитателей является морской червь длиной менее трёх сантиметров. От мощности звуков, на которые способны эти существа, запросто разбиваются маленькие стеклянные банки.

720-полый прожорливый «Blob»: загадка природы или инопланетный захватчик?

Удивительный живой организм, названный в честь персонажа фантастического фильма ужасов, представили в Парижском зоопарке. Похожее на капустный лист ярко-жёлтое одноклеточное существо поражает своими способностями: оно питается, самоисцеляется, передвигается, общается и передаёт знания себе подобным. Жутковатая форма жизни присутствует на Земле полмиллиарда лет и не является растением, грибом или животным.

Климатическая катастрофа угрожает человечеству

Более 20 тысяч учёных со всего мира бьют тревогу: климатологи объявили, что Земля находится в серьёзной опасности. Последнее масштабное исследование динамики глобального изменения погоды подтвердило, что вся планета столкнулась с чрезвычайной ситуацией, напрямую зависящей от жизнедеятельности человека. Процесс изменения климата необратим, но слаженные действия мирового сообщества могут его замедлить или приостановить.