Луна «помолодела» на 85 миллионов лет

Новое исследование астрономов позволило скорректировать наши знания о происхождении и возрасте верного спутника Земли. Благодаря новой системе расчётов, разработанной немецкими учёными, выяснилось, что Луна значительно младше, чем предполагалось ранее.

Принято считать, что небесные тела в Солнечной системе начали формироваться около 4,5 миллиарда лет назад. В то время Земля ещё не была знакомой нам планетой: она собирала газы и мелкие частицы с орбиты, выращивая из железа и никеля своё ядро, окружённое мантийными породами. Немногим позже, порядка 4,51 миллиарда лет назад, согласно популярной теории происхождения земного спутника, произошло «гигантское столкновение» юной Земли и Тейи, протопланеты размером с Марс. В момент катастрофы был выброшен большой объём материала, который перемешался с частями мантии Тейи - из этой смеси разлетевшихся осколков в последствии зародилась юная Луна.

Главная проблема данной гипотезы заключалась в том, что раньше астрономы не могли с абсолютной точностью определить, сколько времени требовалось для застывания магматического океана на Луне до твёрдого состояния, поэтому возраст спутника был определён лишь примерно. Недавнее исследование учёных указало на ошибку в прежних расчётах и возраст Луны пришлось скорректировать.

Команда геофизиков Немецкого аэрокосмического центра и планетологов из Университета Мюнстера разработала новую математическую модель для определения возраста естественного спутника Земли. Используя её, специалисты выяснили любопытную деталь – оказывается, твёрдая Луна гораздо моложе, чем предполагалось. Наш спутник сформировался примерно на 85 миллионов лет позже, около 4,425 миллиардов лет назад (с погрешностью 0,025 миллиарда лет). Своим открытием эксперты поделились в научном издании Science Advances.

Компьютерное моделирование позволило впервые провести тщательный анализ процессов, связанных с остыванием магмы. Результаты выявили, что лунный магматический океан глубиной порядка 1000 км был «долгожителем» и ему потребовалось 200 миллионов лет, чтобы остыть и полностью кристаллизоваться в горные породы. Здесь стоит отметить, что предыдущие методы подсчётов предполагали, что это произошло гораздо быстрее – через 35 миллионов лет. Также исследователи смогли рассчитать, как менялся состав богатых магнием и железом лунных минералов, что тоже помогло в определении возраста спутника Голубой планеты.

По словам одного из авторов работы Торстена Кляйна из Института планетологии Университета Мюнстера, достоверность открытия не вызывает сомнений. Теперь возраст Луны можно напрямую связать с событием, произошедшим в финале формирования Земли - с образованием её ядра. Результаты последнего моделирования подтверждают теорию о столкновении молодой Земли с протопланетой через 140 миллионов лет после образования Солнечной системы (примерно 4,567 миллиарда лет назад).

«Согласно нашим расчётам, это произошло 4,425 миллиарда лет назад — с погрешностью в 25 миллионов лет», — уточнил ведущий автор исследования Максим Морис.

Таким образом, Луне удалось серьёзно «помолодеть» по космическим меркам. Образование горных пород на спутнике явилось следствием застывания океана магмы, которое произошло 4425 миллионов лет назад.